Федеральное законодательство и решения Правительства РФ, касающиеся трудоустройства выпускников

   На законодательном уровне гарантии в сфере трудоустройства выпускников в РФ прописаны довольно слабо.
   Так, две статьи из Трудового кодекса РФ, затрагивающие этот вопрос, регулируют лишь трудоустройство тех выпускников, которые были направлены на целевую (контрактную) подготовку. Вот их текст:
   «Статья 40.1. Гарантии реализации права граждан на труд
   Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации:
   …предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений…
   Статья 182. Обеспечение работой лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего  профессионального образования
   Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и работодателями.
   Органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, и органы государственной службы занятости оказывают содействие в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом их профессиональной подготовки и квалификации. По желанию выпускников указанных образовательных учреждений содействие в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости.
   Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с указанными в части первой настоящей статьи договорами (контрактами) может быть обжалован ими в суде.
   В случае отказа в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прибывшим на работу в соответствии с названными договорами (контрактами), указанными в части первой настоящей статьи, работодатель несет ответственность в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации…»
   Дополняет эти нормы статья 25 Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации":
   «…В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год».
   О системе трудоустройства выпускников в целом говорится в Федеральном законе от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования". Этим законом перед Министерством образования, Министерством труда и социального развития ставится задача создания программы совместных действий по содействию трудоустройству выпускников:
   «Органы государственной власти, общество, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей:
   …совершенствование методов и механизмов прогнозирования развития системы образования и подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства, обновление с учетом социально-экономических условий механизмов трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования…
   5.11.        Разработать программу совместных действий Министерства образования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и отраслевых министерств на федеральном и региональном уровнях по содействию трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений в соответствии с полученной профессией и специальностью.
   Сроки реализации: 2000-2001 гг.
   Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; профессиональные союзы».
   Большинство постановлений правительства РФ, где затрагивался этот вопрос, также не содержали жестких указаний и норм, а носили скорее декларативный или рекомендательный характер. Среди них можно выделить Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации". В утвержденном типовом положении прописано следующее:
   «72. Высшее учебное заведение обязано информировать студентов (при их обращении) о положении в сфере занятости населения Российской Федерации, содействовать студентам в заключении договоров с предприятиями, учреждениями и организациями на их обучение и трудоустройство…»
   Согласно Распоряжению Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р о Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, одним из приоритетных направлений действий на рынке труда на 2003-2005 годы является такая превентивная мера против безработицы молодых специалистов, как «разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи…»
   Однако нельзя не выделить и те постановления, в которых прописывались вполне конкретные меры. Так, в Постановлении Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 659 "О мерах по поддержанию занятости населения" содержались следующие указания:
   «4. б) разработать в III квартале 1999 г. комплекс мер по содействию в трудоустройстве выпускникам учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования; (…)
   г) проводить профориентационную работу с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений с целью получения ими до начала трудовой деятельности профессионального образования по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда…»
   В данном постановлении приводился и «Перечень основных действий территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения». Четвертой в списке была Программа «Молодежная практика». Основной целью данной программы, согласно тексту постановления, являлось «расширение возможностей трудоустройства и приобретения профессиональных знаний, навыков и умений выпускников образовательных учреждений».
   Эта Программа реализовалась Министерством труда и социального развития с 1994 года. В 1999 г. ей было охвачено 15 тыс., а в 2000 г. – 16 тыс. человек. Она предоставляла студентам старших курсов возможность приобретения необходимого опыта благодаря работе на предприятии по договору в течение 0,5-1 года.
   За годы существования этой программы она успела показать свою эффективность. Вот, например, материалы о реализации программы, взятые из новосибирских СМИ:
   «…За полгода работы по договору молодой специалист имеет возможность проявить себя, присмотреться к коллективу и к условиям труда. Расходы по оплате его труда в этот период работодатель делит со службой занятости. Говорить, что предприятиям это выгодно, - излишне. Большинство из них сегодня нуждаются в притоке новых сил. Очень остро стоит эта проблема на предприятиях бывшего ВПК, где средний возраст работающих приближается к пенсионному. Чтобы привлечь и удержать специалистов, здесь готовы идти на многое. Даже если завод переживает тяжелые моменты, молодым специалистам зарплата выплачивается обычно в срок. 
В прошлом году по программе «Молодежная практика» на предприятиях и в организациях Новосибирска трудились 369 выпускников, - говорит начальник отдела содействия занятости НГЦЗН Елена Польшина. - Треть их осталась там работать постоянно. Сейчас работодателей, желающих взять на «Молодежную практику» начинающих специалистов, больше, чем Центр занятости может финансировать договоров.
   …Благодаря изменениям, внесенным в программу «Молодежная практика» Федеральной государственной службой занятости населения, популярность этой формы работы должна еще больше возрасти. Теперь договор будет заключаться с молодым специалистом не на полгода, а на год, что позволит предприятиям более тщательно присмотреться к практикантам. Изменится и размер оплаты. Работающим по программе «Молодежная практика» служба занятости сейчас будет платить до половины среднемесячной заработной платы в регионе. К ней прибавится сумма, заработанная выпускником на предприятии. Общая сумма выплат, таким образом, может составить 3-3,5 тысячи рублей. Мало кто из молодых специалистов, только устраивающихся на работу, может рассчитывать на такую зарплату» . (напоминаем, что речь идет о 2001 годе).
   А согласно информации представителей Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю, число выпускников, возвращавшихся на предприятие, где они проходили практику, составляло 90%.
   Однако финансирование этой зарекомендовавшей себя программы уже несколько лет как прекращено.
* * *
   В утвержденной 18 декабря 2006 г. Правительством РФ Стратегии государственной молодежной политики отмечается, что «в Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет (6,4 процента)». В связи с этим Стратегия предусматривает разработку и реализацию проекта «Карьера», основными целями которого являются:
   1. самоопределение молодежи на рынке труда;
   2. развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.
   Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные:
   на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
   на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;
   на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
   на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
   на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов;
   на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.
   Указанный проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет, участникам рынка труда.
   Однако на момент написания этой статьи (июль 2007 г.) реализация этого проекта еще не начиналась.

Практика для выпускника: выгода и престиж //Вечерний Новосибирск, 29.03.2001.