Ведомственные акты, касающиеся трудоустройства молодых специалистов

   1999 год стал важным рубежом на пути к разрешению проблемы трудоустройства молодых специалистов. Понимание комплексного характера этой проблемы потребовало объединения усилий Минтруда РФ, Минобразования РФ и вузов, которые до этого пытались одолеть ее по отдельности. Усилия Минтруда РФ и Минобразования РФ нашли свое отражение в целой серии нормативных документов, призывающих к поиску решений указанного вопроса и регламентирующих проведение согласованных действий обоих ведомств в данном направлении.
   Так, в соответствии с совместным приказом Министра образования РФ и Министра труда и социального развития РФ от 04.12.1999 г. № 462 / 175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда» ряд вузов России приступил к формированию центров, специализированных отделов и лабораторий по содействию в трудоустройстве своих выпускников. В их числе МГТУ им. Н.Э. Баумана, Пензенская государственная архитектурно-строительная академия, Ульяновский государственный университет, Таганрогский радиотехнический университет, Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов и ряд других.
   Однако на пути реализации отмеченного приказа возникли трудности с определением реального статуса и роли таких подразделений в структуре вуза, с постановкой задач и функций, реализуемых ими, с порядком их финансирования и ряд других. Это привело к тому, что массового характера движение по созданию структурных подразделений, способствующих трудоустройству выпускников, не получило. Всего за период с конца 1999 г. до середины 2001 г. они были созданы лишь в 183 вузах .
   Поэтому в целях научно-методического и организационно-институционального обеспечения начатого процесса вовлечения вузов в движение по трудоустройству своих питомцев, а также для придания ему большей массовости и целенаправленности в 2000 г. была разработана «Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования», утвержденная руководителями обоих ведомств.
   Основной целью Программы провозглашалось «создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда». Для достижения целей Программы предусматривалось:
   Создать в системе образования службу профессиональной ориентации, помогающую в выборе специальности, образовательного учреждения, сферы деятельности, соответствующих личностным особенностям абитуриентов, обучающихся и молодых специалистов.
   Создать систему информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг, помогающими решать конкретные вопросы трудоустройства.
   Создать научное обеспечение взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг.
   Сформировать в системе профессионального образования сеть региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования.
   Разработать научно-методическое обеспечение деятельности региональных и вузовских центров содействия трудоустройству молодых специалистов.
   Организовать на базе существующей системы дополнительного профессионального образования переподготовку учащихся и выпускников учреждений профессионального образования по новым специальностям, расширяющих их профессиональные возможности и повышающих конкурентоспособность на рынке труда.
   Разработать механизмы правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда.
   Разработать экономический механизм обеспечения функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.
Сформировать механизм коррекции содержания, форм и методов профессионального образования, перечня специальностей и структуры набора, Государственных образовательных стандартов, основывающийся на прогнозах взаимосвязанного развития рынков труда и образовательных услуг.
   Сразу стоит сказать, что большинство из мероприятий Программы так и не были осуществлены.
   Задачи, поставленные в программе, предполагали создание в системе образования службы профессиональной ориентации, системы информирования студентов, сети региональных и вузовских центров содействия трудоустройству выпускников занятости, системы дополнительного образования и переподготовки учащейся молодежи.
   Тем не менее, каждое из созданных в вузах подразделений начало свою работу по собственному усмотрению. В основном их усилия были сосредоточены на двух направлениях: на осуществлении мониторинга поведения выпускников в плане самостоятельного трудоустройства и на разработке организационно-методических документов по работе со студентами в плане содействия их занятости после окончания вуза.
   Таким образом, начиная с 1991 г. социологическая лаборатория Ульяновского государственного университета регулярно проводит оперативные исследования по выявлению перспективных специальностей и прогнозированию спроса на специалистов – выпускников университета. Работа ведется по нескольким направлениям, в том числе – непосредственно с организациями – заказчиками, с одной стороны, и со студентами университета – с другой.
   Позже на базе социологической лаборатории было создано студенческое кадровое агентство, основными направлениями деятельности которого стали: информационное, аналитическое и организационное обеспечение маркетинговой службы по поддержке студентов и выпускников на региональном рынке труда; научно-методическая деятельность; исследовательская деятельность; консультативная деятельность; превентивно-профориентационная деятельность; деятельность по организации практики; деятельность по трудоустройству студентов и выпускников.
   Институт экономики и менеджмента Пензенской государственной архитектурно-строительной академии разработал и реализует путем внеаудиторной работы со студентами «Комплексную поэтапную систему непрерывной практической бизнес-подготовки студентов в течение всего периода обучения в вузе»; подготовлено научное и методическое обеспечение комплексной региональной системы непрерывной практической подготовки и трудоустройства выпускников вузов; проведены региональные исследования рынка образовательных услуг, рынка труда специалистов и потребностей в молодых специалистах со стороны предприятий, организаций и учреждений Пензенской области; подготовлено научно-методическое обеспечение работы регионального Центра содействия трудоустройству и занятости молодежи и др.
   Основными задачами Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования при Таганрогском радиотехническом университете стали: формирование методики анализа рынка труда и спроса в городе, области и регионе на своих выпускников; разработка механизмов методического и организационного взаимодействия в деятельности образовательного учреждения, области и региона по выработке политики сохранения единого образовательного пространства и трудоустройства своих выпускников; развитие форм взаимодействия с потенциальными потребителями выпускников в городе, области и регионе в части реализации всего комплекса подготовки специалистов (практики, стажировки, научно-исследовательской работы студентов, дипломного проектирования); разработка научно-методических основ оценки качества подготовки выпускника в соответствии с заявками потенциальных работодателей с учетом конкретного профиля и направления будущей деятельности; разработка методических основ и организационных форм адаптации и содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования различного уровня.
   Для снятия неясностей и получения ответов на многие встающие перед вузами вопросы в «Рекомендациях по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования», распространенных по вузам страны письмом Минобразования РФ от 10.01.2001 г. № 39-52-1 ин / 39-16, предлагалось взять за образец деятельность и организационную структуру Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана (ЦСЗУМ). Центр этот был создан приказом Министерства образования РФ от 12.05.99 № 1283 в качестве структурного подразделения этого университета и взял на себя функции координации организационно-методической деятельности аналогичных подразделений всех вузов страны. Также он, в сотрудничестве с подразделениями других вузов, разработал примерное положение о Центрах содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, методику исследований региональных рынков труда и образовательных услуг и др.
   Новое движение стало постепенно оформляться, началось осмысление организационных и методологических трудностей. 25-26 января 2001 г. в Пензе на базе Пензенской государственной архитектурно-строительной академии была проведена I Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы трудоустройства и занятости населения». В марте 2002 г. на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана была проведена школа-семинар по теме «Роль и место центров содействия занятости и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в федеральной системе занятости», а в мае 2002 г. на базе МГУ им. М.В. Ломоносова – II Всероссийская научно-практическая конференция «Молодой специалист XXI века».
   Достаточно независимо от этого под эгидой Управления по делам молодежи Минобразования РФ начала реализовываться федеральная целевая программа «Молодежь России», одно из направлений которой нацелено на создание и расширение на региональном и муниципальном уровнях сети молодежных бирж труда, студенческих центров занятости, молодежных кадровых агентств и других организаций, помогающих службе занятости в трудоустройстве молодежи. Другое направление этой программы предусматривает оказание поддержки в организации молодежных предприятий и учреждений в сфере занятости и предпринимательства, что должно снизить остроту ситуации, возникшей на рынке труда специалистов, за счет их самозанятости.
   Другим направлением, реализуемым Министерством образования, явилась переподготовка молодых специалистов с целью повышения их конкуренции на рынке труда. Так, согласно Приказу Министерства образования Российской Федерации №1111 от 14.04.2000 «О контрольных цифрах приема на профессиональную переподготовку  молодежи и незанятых выпускников профессиональных образовательных учреждений в подведомственные образовательные учреждения», была осуществлена переподготовка 2575 выпускников.
   Однако положение дел в сфере занятости молодых специалистов продолжало ухудшаться. Согласно прогнозу Минтруда РФ в период 2002-2005 гг. до 40% выпускников профессиональных учебных заведений не смогут трудоустроиться по полученной специальности. Отмечая эту тревожную тенденцию, Первый заместитель министра образования РФ в своем письме ректорам подведомственных вузов от 16.07.2001 г. № 39-56-56 ин / 39-20 доводит до них задачу, поставленную Министром В.М. Филипповым, о необходимости до апреля 2002 г. создать во всех вузах страны центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования, располагающие компьютерными банками данных по спросу и предложению квалифицированной рабочей силы, имеющие выход в Internet для расширения географии трудоустройства.
   В свою очередь Министерство труда и социального развития РФ, преследуя цели трудоустройства более широкого контингента безработных, издало приказ от 16.02. 2001 № 21 «Об утверждении Положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета», призванный упорядочить направления и формы деятельности подразделений службы занятости, а также определить основные способы финансирования проводимых работ. Несколько позже была откорректирована и письмом Первого заместителя министра труда и социального развития РФ от 31.05.2001 г. № 4121-ВР доведена до своих органов на местах «Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения Российский Федерации».
Новый импульс кампания по содействию занятости молодых специалистов получила летом 2002 г., когда в соответствии с решением коллегии Минобразования РФ от 25.09.01 № 14 / 1 о программе «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, письмом Министерства труда и социального развития 21.09.2001 № 6770 – ВР «О содействии занятости выпускников учреждений профессионального образования», письмом Первого заместителя министра образования РФ от 22.05.2002 г. № 39-52-35 ин / 39-13 «Об информационном и консультационно-справочном обеспечении Центров содействия занятости и трудоустройству выпускников вузов» и в соответствии с положением «Об информационно-консультационном пункте в высшем учебном заведении» в ряде регионов была начата работа по созданию информационно-консультационных пунктов в вузах.
   Логическим завершением этого процесса стал приказ Федерального агентства по образованию №1467 от 7 декабря 2006 г., согласно которому Управлению учреждений образования вменялось в обязанность «в целях улучшения ситуации по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования обеспечить в срок до 1 апреля 2007 г. создание в каждом образовательном учреждении службы содействия трудоустройству выпускников». Еще раньше, в 2006 г., Рособразованием был подготовлен регламент деятельности подобных структур.
   По состоянию на лето 2007 г. такие службы были созданы по меньшей мере в 350 вузах.


Фомин В.Н. Трудоустройство молодых специалистов: политика государства и вузов // Строительные вести Белогорья, №13 (62), 2002.